Наша жизнь

Главная Тула Работа с детьми Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети

Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 

Дети в школе-интернатеМолодой коммунар. 2010. № 37. 28 мая.

В Заокской школе-интернате, как и во многих других российских школах, 25 мая прозвенел последний звонок. Правда, выпускники его услышали только благодаря слуховым аппаратам.

В НЕБОЛЬШОМ АКТОВОМ зале стоит гам: малыши, учителя, родители ждут выхода пяти учеников, для которых сегодня про­звенит последний звонок. Мы приехали в необычную школу - это заведение для де­тей с ограниченными возможностями здо­ровья, а пятеро одиннадцатиклассников, вышедшие на сцену, - слабослышащие.

Стандартный праздник последне-го звонка в этих стенах проходит по-домашнему: в поздравлениях и благдар­ственных словах слышится нечто большее, чем обычные заученные фразы «по случаю». Простой сценарий мероприятия еще боль­ше подчеркивает искренность чувств рас­стающихся сторон. Ребята читали стихи (от­четливость речи разная, в зависимости от потери слуха), пели песни: играла музыка со словами, а они жестами дублировали текст. Вспомните, когда мы забывали текст вхоре, то смотрели на соседа и открывали рот, ког­да он начинал запевать. Они, запамятовав, наблюдали за движением руки товарища. А потом ребята танцевали школьный вальс, и малыш со звонком забрался на плечо один­надцатикласснику. ..

 «Будьте добрыми»

ЭТО УЧРЕЖДЕНИЕ БЫЛО образовано еще в 1962 году. С момента создания в нем обучались слабослышащие и позд-нооглохшие дети. В 80-х школа приняла под свое крыло и ребятишек с задержкой развития и сниженным интеллектом. А в 2004 году вновь пополнение - здесь, впервые в области, открылись классы для детей с нарушением зрения. Сейчас все они учатся под одной крышей.

В интернате 77 мальчишек и девчонок, у четверти нарушен слух, у шестерых -зрение, у большинства - задержка психического развития и сниженный интеллект. Не все воспитанники живут в школе, кого-то забирают домой родители. Но есть та­кие, которые останутся даже на каникулы: это 10 детей-сирот и ребята, оставшиеся без попечения родителей.

Дети с нарушением зрения и слуха осваивают общеобразовательные про­граммы, которые проходят и в «массовых» школах. Разница в том, что они это делают на базовом уровне, с растянутыми сро­ками (сегодняшние выпускники, окончив одиннадцать классов, на самом деле изучили программу только девяти). С ум­ственно отсталыми детьми упор делается на то, чтобы подготовить их к жизни, дать первоначальные навыки по профессиям: девочкам - швея, мальчикам - столяр. Для детей со сложной структурой дефектов (если их несколько) программа разраба­тывается индивидуально.

В этом заведении кадры тоже решают все, однако с ними есть проблемы.

- Нужно обновлять педсостав, ведь мы стареем, - отмечает и.о. директора Людмила Бенина. - У нас около половины работников пенсионного возраста. Моло­дые преподаватели приходят редко, а если устраиваются, то не все выдерживают, ведь это горе, боль. Не каждый сможет находить­ся рядом с такими детьми, видеть все это ежедневно. Сейчас у нас очень хороший коллектив. Это заслуга нашего предыду­щего директора Надежды Семеновны Ше-хановой, она всегда говорила нам: «Будьте добрыми, будьте добрыми»...

Близость столицы тоже бьет по учеб­ному заведению: несколько преподавате­лей уехали работать туда, ведь зарплаты несопоставимы.

 Дети

Дети в школе-интернате25 МАЯ - ЕЩЕ УЧЕБНЫЙ день, и перед праздничным мероприятием в школе шли занятия. В это время Людмила Ни­колаевна организовала нам экскурсию по классам и комнатам интерната.

В кабинете труда девчонки шьют наво­лочки, мальчишки в мастерской ждут годо­вых оценок. Кстати, именно в этом кабинете выпускники сделали подарок школе своими руками - соорудили столик в кабинет ди­ректора. Она с такой гордостью говорила о подарке, что невольно подумалось о дирек­торах, которые принимают подарки школе за десятки тысяч рублей как должное.

В следующем кабинете учитель пре­подает математику сразу двум классам со слабослышащими детьми: 3-му и 5-му. Так как они объединены, каждый учитель плани­рует свои уроки таким образом, чтобы все дети были заняты. Этот класс - образцово-показательный, в нем учатся лучший ученик школы и юный слабослышащий музыкант (Марк играет на фортепиано).

Проходим игровую, тренажерный зал, комнату психолога. Удивляемся наличию современной техники в компьютерных клас­сах. Оказывается, помогли спонсоры.

На перемене нас облепляют дети. Самое большое внимание - к фотокорре­спонденту. Ребята наперебой спешили задать вопросы про фотоаппарат, а Ан­дрей подробно объяснял, пока не начался следующий урок.

Заходим в следующий класс. В неболь­шом помещении идет занятие по матема­тике в 3 «г». За партой сидит единственный ученик этого класса - Данила. У ребенка полная потеря зрения. В школу он попал из Щекинского детского дома. Знако­мимся, он очень приветлив и разговорчив. Мальчик рассказывает про свой любимый предмет «письмо», как делал столик для кукол, как ребята катали его на велоси­педе. Данила, помимо общих предметов, посещает занятия по пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия. Педагоги говорят, что Даня очень хорошо ориентируется в здании, ходит один. Единственное, чего пока не умеет - завязывать шнурки. «Ну ничего, научим», - с улыбкой говорят они.

Его учитель Вера Алексеевна, как влю­бленная в своего ребенка мама, хвалится успехами Дани. Она просит мальчика по­казать нам, как он пишет по методу Брайля (рельефно-точечный шрифт, которым пользуются незрячие люди). Пальцами он водит по тетради, пытаясь найти строку. Нащупав, начинает специальным приспо­соблением «набивать» на ней число. В это время преподаватель рассказывает про победы Данилы на конкурсах. Как любого ребенка, мальчика сразу все начинают просить читать стихи. Он поднимает голо­ву и начинает: «Взрослые, если грустите, кошки скребут на душе, детство в аптеке спросите, в капельках или драже». А потом он, сирота, заводит песню про мамонтен-ка. И мы поём вместе с ним...

Елена БАРКОВСКАЯ.
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 16 гостей 
Просмотрено статей : 5983117
Индекс цитирования
Оценка качества сайта