Наша жизнь

Главная Липецк Работа с детьми Как нарисовать музыку

Как нарисовать музыку PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 9
ПлохоОтлично 

Липецкая газета.- 2009.- № 195 ( 9 октября) – C. 7.

Вячеслав Канищев на открытии своей персональной выставки

Выставка: Второе рождение художника

Однажды Лев Толстой задал странный вопрос: кому у кого надо учиться писать - крестьянским детям у нас, взрослых литераторов, или нам у крестьянских детей? Об этой затерянной в много­томных собраниих сочине­ний Льва Николаевича статье мы невольно загово­рили с руководителем Центра изобразительных искусств Татьяной Нечае­вой на открывшейся в Центре выставке педагога и живописца Вячеслава Канищева.

Вообще-то почти любой уважающий себя препода­ватель ИЗО рисует, пишет красками или лепит. Иногда получается мило, умело, лю­бопытно. Еще пять лет назад примерно так от­зывались и о работах Кани­щева, о его мягких, лирич­ных, традиционно реалисти­ческих пейзажах,

И вдруг с художником что-то произошло. Сегодня на его холстах словно сле­ды взрывов от бомб, начиненных красками. Толь­ко мощные цветовые пятна все-таки ложатся, подчиня­ясь творческой воде и вооб­ражению автора, их ритмы то яростно-тревожны, то космически-величественны, то интимно-исповедальны. Лишь изредка проступа­ет что-то знакомое, узнава­емое — бутон цветка, гита­ра, человеческая фигура, чтобы тут же утонуть в вол­нах, энергетических сгуст­ках самодостаточной живо­писи. А кое-где в канищевских композициях внезап­но блеснет вклеенный оско­лочек зеркала.

— Это как глазок в иной мир, в бесконечность непо­стижимого, неведомого, - «расшифровывает» умы­сел художника искусствовед Нечаева. — Издали осколок кажется черным. А прибли­зишься и увидишь свое от­ражение. Наверное, нигде — ни по ту, ни по эту сторо­ну реальности — нам не дано уйти от самих себя.

Абстрактное искусство принято называть декора­тивным. Живопись Канищева действительно краси­ва, но в рамки сугубо деко­ративные она не вмещает­ся. В ней таится драматизм. Надежда соседствует с угро­зой. Оглушительная тиши­на - с музыкой сфер. Смут­ное предчувствие — с точ­ным, трезвым знанием.

Так что же столь власт­но подтолкнуло зрелого ху­дожника радикально сме­нить творческие ориентиры и принципы письма? Отку­да взялись такие энергети­ка и смелость? Быть может, этому его как раз и научили дети, с которыми Вячеслав Михайлович многие годы работает?

Педагогическая миссия Канищева неординарна, если не сказать парадоксальна: он обучает рисо­вать... слабовидящих. Им найдена уникальная мето­дика, дающая возможность взяться за кисть и карандаш даже тем, кто почти лишен зрения. И его ученики создают поразительные произ­ведения, с успехом экспони­ровавшиеся на выставках в Москве, Бельгии, Франции. Опыт Канищева признан ис­ключительным.

Между тем, когда он впервые переступил порог интерната для детей с дефек­тами зрения, будущие вос­питанники Вячеслава Ми­хайловича встретили педа­гога настороженно, колючи­ми, злыми  репликами: зачем вам это, как мы можем рисовать?

На выставке Вячеслава КанищеваНи он, ни они еще не зна­ли, что со временем интер­нат, по существу, превратит­ся в школу искусств. И Канищев сыграет в этом особую роль. Но пока ему толь­ко предстояло завоевать до­верие обделенных судьбою мальчишек и девчонок, убе­дить их, что они способны рисовать. Он попытался сде­лать это через Музыку: изо­бразите то, что слышите, во­плотите в цветовых пятнах свое состояние, свои чувства и переживания. Так все на­чиналось...

А сам педагог до поры до времени продолжал ра­ботать в привычной, небро­ской манере, хотя его давно уже привлекал абстракцио­низм, в те годы у нас, прав­да, фактически запретный, объявленный абсурдом, не­лепостью, гибелью изобра­зительного творчества. По словам Татьяны Нечаевой, на выставках ученики Канищева переигрывали учи­теля. У них цвет звенел, по­лыхал, звучал чисто и ярко, а Канищев его приглушал, словно стыдясь раскрыть­ся до конца.

И вот настал срок, ког­да он уже не мог и не хотел держать себя на привязи, говорить вполголоса, быть «среднеарифметическим» пейзажистом или портре­тистом. И случился тот са­мый взрыв. Мазки стали звучать. Звуки обрели цвет. Хотите знать, как это про­исходит? Тогда оторвитесь от телеящика и пойдите на выставку. Она, право же, того стоит.

И. Неверов

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 18 гостей 
Просмотрено статей : 5981899
Индекс цитирования
Оценка качества сайта