Наша жизнь

Главная Липецк Образование Батя, батяня, Батищев…

Батя, батяня, Батищев… PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 5
ПлохоОтлично 

Игорь Иванович БатищевЛипецкая газета.- 2009.- № 211 (31 октября) – С. 6.

Доска почета. Он должен быть везде и всюду.

Любопытно было бы посчитать, сколько по­здравлений прозвучит в адрес Игоря Ивановича Батищева 8 ноября, когда он будет отмечать свое 60-ле­тие? Ведь круг его друзей и знакомых давно уже перешагнул границы нашей области. О нем рассказывали многие газеты и журналы, радио и телевидение...

Окрестили дети

Директор специальной коррекционной общеобразо­вательной школы для сле­пых и слабовидящих детей (общеобразовательной школы-интерната), заслу­женный учитель РФ, народ­ный учитель России, отлич­ник народного просвеще­ния, председатель Всерос­сийского совета директоров интернатов подобного типа, победитель Всероссийского конкурса менеджеров, обла­датель других наград и зва­ний Игорь Батищев еще и за­несен на областную Доску почета.

Труднее всего, на мой взгляд, было достичь звания «батя». Именно так велича­ют его воспитанники - быв­шие и настоящие. Но этого титула он не добивался и во­обще никак не ожидал. Так окрестили его дети, называ­ли сначала за глаза, а потом и в открытую. Батищев не стал с ними спорить, пере­убеждать. И ходит в этом особо почетном, пусть и не официальном, звании вот уже 19 лет.

 

В ожидании директора

Встретиться с Батищевым было нелегко, слишком занятый он человек. То в за­городном лагере какие-то вопросы решает, то выехал по делам за пределы обла­сти, то на совещании... Но вот свершилось. Приезжаю в школу, а секретарь разво­дит руками — только что отъехал, срочно вызвали в Фонд имущества. Звоню директору. «Помню-помню, буду через полчаса, вопрос, похоже не долгий»,— изви­няется Батищев.

Любую ситуацию можно использовать во благо. Пока нет директора, брожу по ин­тернату. Коридор украшен стендами, плакатами, стен­газетами. Читать их не про­сто интересно, а очень инте­ресно: здесь и вся история школы-интерната в лицах. Выхожу на улицу. На спорт­площадке мальчишки лет десяти под контролем учите­ля физкультуры гоняют мя­чик. Все, как обычно - азарт, радостные и огорченные вос­клицания. Лишь спустя вре­мя до меня доходит — в футбол-то играют... слабови­дящие. Вот вам и как обыч­но!

— Главное достижение нашего коллектива в том, что все выпускники остают­ся, так сказать, при деле. Они успешно поступают в вузы, средние специальные учебные заведения. Никто не стоит с протянутой рукой. Зарабатывают собственным трудом, даром что инвали­ды. Такова позиция коллектива работников интерната — с детства привить ребятам навыки, умение, научить всему, что пригодится в дальнейшей жизни, — имен­но об этом говорит и добива­ется Батищев со своей ко­мандой педагогов и меди­ков.

 

Престижный интернат

Что же представляет со­бой школа-интернат? Солид­ный учебно-оздоровитель­ный комплекс, где дети по­лучают образование, лечат­ся, отдыхают — школа, ме­дицинские кабинеты, спаль­ные корпуса, столовая, зим­ний сад, загородный лагерь «Звездный»... Повсюду — современное оборудование и оснащение. Минувшим ле­том здесь начал действовать первый и пока единствен­ный в России детский сад, где малышей-инвалидов (полностью слепых) с трех­летнего возраста готовят к школе.

Этот интернат — един­ственный по своей численно­сти среди подобных в России, здесь 350 воспитанников. А когда-то было всего 140. Ин­тернат престижный настоль­ко, что родители из других областей, где есть такие же учебные заведения, старают­ся добиться направления ре­бенка именно в Липецк. Этот интернат — ведущий в Рос­сии, и сюда приезжают за опытом из Тамбовской, Кур­ской, Орловской и других об­ластей.

— Мы вообще-то работа­ем в автономном режиме, — рассказывает Игорь Ивано­вич. — Такое, знаете, ма­ленькое государство. Причем не только бюджетными сред­ствами пользуемся, но и сами зарабатываем. Как? На­пример, сдаем в аренду для совещаний разные помещения загородного лагеря, про­даем всем желающим путев­ки и так далее. Ну а в целом хозяйство у нас громадное. На протяжении 12 лет, пока ребенок находится в интер­нате, даем ему все необходи­мое - образование, лечение плюс обуваем и одеваем.

Каждый каприз

Много ли сейчас таких школ, где действуют десятка четыре -.кружков по самым разным направле­ниям, интересам и увлече­ниям? А вот эти ребята в сво­бодное время занимаются танцами, хоровым пением, рукоделием, шахматами, играют в духовом оркестре и инструментальных ансам­блях, реализуют свои талан­ты в театральной студии «Паяц» и изостудии «Вдох­новение»... Ни один год не обходится без новых дости­жений и побед воспитанни­ков интерната в российских и международных конкур­сах.

— Не слишком ли много кружков и секций? ~ спра­шиваю.

— Работаем под каждого конкретного ученика. Вот недавно у нас появилась девочка, которая желает учиться игре на скрипке. Что ж, научим! Или, к при­меру, захотели ребята зани­маться авиамодельным спортом. Видите вот эту за­мечательную модель? Дело рук наших воспитанников. Мечтаете заняться картин­гом? Пожалуйста! Футболом? Вот вам тренер, вперед! Неплохо было бы отдохнуть на природе? Открыли кру­глогодичный загородный лагерь отдыха в добровском селе Горицы на 250 мест.

Но улыбка сменяется грустью в лице, Игорь Ива­нович вздыхает:

— Надо помнить, что это — не просто дети, большин­ство из них — инвалиды по зрению, сироты, от которых отказались родители. Поэто­му мы обязаны восполнить пробелы в их жизни. Помо­гать стараемся так, чтобы дети особо этого не замеча­ли, жалость ведь тоже ни к чему...

 

Сострадать и помогать

Сострадать и помогать - это идет с детства. Как толь­ко об этом заходит речь, Игорь Иванович сразу же вспоминает Грязи, где ро­дился и вырос, родных и близких, прежде всего свою бабушку Марию Тарасовну — мать отца. И рассказыва­ет о ней с особой любовью, гордостью:

— Она постоянно жила с нами и сыграла особую роль в моей жизни. Образование у бабушки было всего четыре класса церковно­приходской школы, закон­чила-то она ее с отличием. Представьте, ей было 80 лет, а она все до одной басни Крылова знала наизусть. Математические задачки как орешки щелкала. По­скольку бабушка была глу­боко верующей, то и многие молитвы, разумеется, знала наизусть. Память у нее была просто феноменальная! Где-то до четвертого класса она со мной занималась, много­му научила...

Но главное — привила доброту, порядочность, со­страдание.

Тепло вспоминает Батищев и о дедушке - Матвее Васильевиче, и об отце, оба трудились на железной до­роге, о матери Елене Васи­льевне — тоже обычной ра­бочей. Уважаемые в селе были люди. Ведь родители -  участники Великой Оте­чественной войны, а мать до­шла даже до Берлина.

Заложенные в семье до­брые качества, бабушкины заповеди сказались на всей последующей жизни Игоря. Доброта, честность, поря­дочность, активность… В со­ветские времена это замеча­лось и отмечалось. Игорь был, по-нынешнему, лиде­ром молодежи, а тогда — се­кретарем комитета комсомола в школе, профтехучилище, на местном пищевом комбинате. Все время - на острие каких-то добрых, хо­роших дел.

Трудился мастером про­изводственного обучения в профтехучилище, заочно за­кончил педагогический ин­ститут. В 28 лет стал заме­стителем директора по учебно-производственной работе одного училища, а уже через год директором другого. На такие должно­сти, как правило, назначали бывших секретарей райко­мов партии, председателей райисполкомов.

В училище, которое было строительного профиля,  все у Игоря Ивановича получилось неплохо, пусть и при­шлось изрядно поломать го­лову. Дело в том, что кон­тингент «пэтэушников» подобрался отнюдь не  безуко­ризненный, многие состоя­ли на учете в милиции. Но за шесть лет работы Батищева в должности директора ситуация кардинально изменилась. Сумел он как-то ненавязчиво отвлечь молодежь от от худых дел, пере­ключив на добрые - спорт, художественную самодея­тельность, общественную работу.

И это заметили в верхах. Последовала почетная по тем временам командировка за рубеж - в Республику Мозамбик, где Батищев два года работал советником директора учебного центра, ру­ководителем группы совет­ских специалистов. Когда вернулся, его назначили ди­ректором школы-интерната, где он и трудится по сей день уже 19 лет.

 

Повезло же детям!

- В принципе, это назна­чение произошло чисто слу­чайно, - вспоминает Бати­щев, - меня планировали назначить на другую долж­ность. Но там человека еще не проводили на пенсию. И мне неожиданно предлагают возглавить интернат, о су­ществовании которого я даже и не знал.

С первых дней работы в новом статусе Игорь Ивано­вич, как опытный работник системы профобразования, сразу же решил: для инва­лидов по зрению надо подо­брать такие профессии, ко­торые будут конкурентоспо­собны. Немедленно побывал в министерстве, съездил в московский и свердловский интернаты для слабовидя­щих детей. В итоге выбрал два направления для своего заведения  - музыка и меди­цина.

В Липецке Батищев убеждает чиновников от об­разования, чтобы интернату выделили дополнительные единицы музыкальных ра­ботников. Создает отделе­ние, где и поныне воспитанники получают начальное музыкальное образование, продолжить которое могут в  Курском специализированном музыкальном колледже-интернате или в Липецком областном колледже ис­кусств.

Так же было и с другим направлением - профессией массажиста. Уже в старших классах            ведется подготовка по профессии «младший медицинский работник». А за­тем выпускников направля­ют в Кисловодский меди­цинский колледж-интернат, где они углубляют профес­сиональные знания и навы­ки.

 

Связь не теряется

Как часто бывает? Выш­ли выпускники из стен учеб­ного заведения и... забыли о них.

— У нас не так, — возра­жает Батищев. — Сейчас и здоровый-то человек не всег­да может устроиться в жиз­ни, а у нас 80 процентов ре­бят - инвалиды, да еще есть и сироты. Никто из наших выпускников в подвалах не прозябает, все при деле. Мы знаем все о каждом своем выпускнике: где он, чем за­нимается, чего достиг. И это - достижение коллектива.

Ну а если все же случают­ся крайние ситуации, на­пример не устроился нигде бывший воспитанник? Тог­да «батя» Батищев берет такового на работу в…. интер­нат,  на ту же загородную базу отдыха «Звездный». Кого дворником, кого рабо­чим оформит... И трудятся ребята, и тут же получают зарплату.

Вывшие воспитанники часто звонят Батищеву — делятся радостями и горе­стями. Знают, что Игорь Иванович всегда и практи­ческую помощь окажет, и морально поддержит.

— Мне непонятно и обид­но, когда государство тратит большие средства на детские дома, а как вышел оттуда че­ловек, то о нем сразу забы­вают. Так не должно быть, — убежден Батищев.

 

Каков сам, таков и коллектив

Для Батищева не суще­ствует четких разграничений между рабочими днями, выходными и праздниками.

- У нас из 350 воспитан­ников полторы сотни нахо­дятся в интернате круглосу­точно. Как же я их оставлю вне поля зрения? Случают­ся нештатные ситуации, требующие моего личного вмешательства. Вот недав­но, например, случился сбой в энергосистеме. А ведь в столовой — электроплиты, надо, чтобы ребята не оста­лись голодными. Да, рабо­чий день закончился, но я тут же вернулся в интернат. Приходится постоянно дер­жать руку на пульсе...

Но для чего же тогда дру­гие сотрудники, специали­сты? Не справятся?

- Да что вы! - восклица­ет Батищев. — У меня заме­чательные люди трудятся, я горжусь своим коллекти­вом. Но... просто сам я такой человек, должен быть везде и всюду.

Как выяснилось, мо­бильный и коммуникабель­ный не только сам Игорь Иванович. Он и коллектив подобрал соответствующий. Это — 200 с лишним чело­век, это — и молодость, и опыт, и энергия, и задор - все сразу. В школе-ин­тернате трудятся начинаю­щие педагоги, заслуженные учителя РФ, отличники на­родного образования, лауре­аты премий имени Шмако­ва и Москаленко, победите­ли национального Проекта «Образование». Большинство имеют высшую квалификационную категорию.

- У нас нельзя быть не­педагогом, — подчеркивает Батищев.-  Начиная от охранника и уборщицы, дворника и сантехника — все своего рода педагоги. Когда принимаю человека на рабо­ту, сразу предупреждаю и разъясняю, какое у нас заве­дение, какие дети. Отноше­ние к воспитанникам долж­но быть основано на любви, внимании и заботе. Поэтому случайные люди в коллекти­ве не задерживаются.

Очередная задумка Батищева — дистанционное обу­чение в интернате, которое планируется уже в следую­щем году. Недалеко от сто­лицы такой метод уже три года действует. Батищев усаживает своих сотрудни­ков в школьную ГАЗель» - и в подмосковную Кубин­ку, перенимать опыт. Нет сомнений, у Батищева все получится. Как и с другой задумкой. На базе интерна­та открывается филиал Московского социально-гуманитарного институт для инвалидов. Все формальные вопросы, считай, решены, согласованы с администра­цией области, департамен­том образования. Механизм запущен. А у выпускников интерната рождается еще один шанс, еще одна пер­спектива - учиться в вузе и в родных стенах.

 

Семья — крепкий тыл

Едва ли не круглосуточ­но Батищев - в делах. Толь­ко каково от этой активно­сти семье, близким?

—  Успеваю все делать — и на работе, и в семье. У домочадцев ко мне претен­зий нет. Ну что делать, та­кой у меня характер, - не устает повторять Батищев.

Его супруга, Зинаида Ан­дреевна, сейчас на пенсии, а в свое время трудилась глав­ным технологом на мебель­ном комбинате. Может быть, оттого, что была руководи­телем, к делу мужа относит­ся с пониманием.

Вырастили и воспитали Батищевы двоих детей. Дочь Татьяна пошла по стопам отца - живет и работает, правда, в Ростове, но в та­ком же интернате социаль­ным педагогом и учителем истории. Сын Дмитрий за­кончил институт, отслужил в армии и тоже работает — инженером по госзакупкам.

— За него у меня особая гордость, — говорит Игорь Иванович. — У парня и в мыслях не было «откосить»,  как сейчас выражаются, от армии. Нет, говорит, пойду служить. Каждый нормаль­ный мужчина должен через это пройти. Сейчас Дима успешно трудится, активен в жизни.

Не преминул Игорь Ива­нович похвастаться и внуч­кой Алиной, которая учит­ся в десятом классе гимна­зии и души не чает в дедуш­ке, как, впрочем, и он в ней.

 

Особая благодарность

— Батищев, зачем ты все время чего-то добиваешься, чего-то хочешь? Да ты всего уже достиг в этой жизни! — сказал как-то знакомый чи­новник.

- А я не могу по – другому, - твердит    в ответ Игорь. Иванович. - Это — образ моей жизни, хобби, как угодно называйте...

Наверное, лучшим отве­том на недоуменный вопрос того чиновника стали бы вот такие родительские слова признания и благодарности, специально переписанные мною в блокнот с одного из стендов в коридоре интерна­та: «Вот уже два года наш ребенок окружен вашей за­ботой и лаской,  вашим тер­пением и добротой. От те­плоты ваших сердец оттая­ло и его маленькое сердечко и потянулось к людям. Сле­зы снова наполняют глаза, когда мы приходим в шко­лу и видим, как он весело бе­жит по коридору, болтает с ребятами или тянет на уро­ке руку. Но это - слезы ра­дости, слезы счастья, за ко­торые вам всем огромное ро­дительское спасибо и беско­нечная благодарность!». Это высказывание мы и оставим как последний штрих к пор­трету Игоря Батищева.

Александр Хаустов

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 12 гостей 
Просмотрено статей : 5928977
Индекс цитирования
Оценка качества сайта