Наша жизнь

Главная Липецк Культура и досуг Выставка картин Вячеслава Канищева

Выставка картин Вячеслава Канищева PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 7
ПлохоОтлично 

Итоги недели. – 2009.- № 41 – С. 43.

В центре изобразительных искусств открылась выставка картин Вячеслава Канищева «ЦВЕТ И МУЗЫКА»

  Визитная карточка.

                    Вячеслав Михайлович Канищев

Родился в 1941 году. В 1969 году с отличием окончил художественно-графический факультет Орловского педаго­гического института.

 С 1988 года  работает учителем рисования в Липецком интер­нате сла6овидящих детей. В своей педагогической дея­тельности главными задача­ми он  читает воспитание у ребенка жажды творчества и способности самовыражения, обогащение его внутреннего мира, приобщение к искусству. В.М. Канищев систематически организует выставки «Учитель -  ученики», которые проходят   на областном, региональном, федеральном уровнях, экспо­нируются за рубежом и давно являются нормой жизни пе­дагога и его воспитанников. Творческой мастерской «Вдох­новение», работающей под ру­ководством В.М. Канищева, присвоено звание «Образцовый детский коллектив», В.М. Канищев получил почетное звание «Заслуженный учитель России» и степень бакалавра Международной ассоциации «Искусство народов Мира». В 2005 году он принят в Союз художников России. Худож­ник участвует в областных, региональных выставках. Провел ряд персональных выставок в Липецке, Москве (в том числе в Государственной Думе РФ), во Франции. Бельгии.   

    ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ФАНТАЗИИ.

 Сам автор утверждает: чтобы про­никнуться его работами, нужно во­ображение. Слова здесь не вполне уместны, поэтому договоримся не рассказывать об этих картинах, а попытаемся лучше оставить пространство для фантазии самого автора и понять его ощущения от собственного творчества. Раньше, по словам нашего постоянного кон­сультанта искусствоведа Татьяны Нечаевой, Канищев придерживался несколько иных тенденций в своей работе. Вот как Татьяна Ивановна отзывается о новом витке в твор­честве художника:

- Это дерзкие живописные абстракции, при­влекающие яркостью цветовых сочетаний. Чувствуется свобода создания композиций, которая говорит об органичности нового творческого метода художника. Вячеслав Михайлович вспоминает, как сам он пришёл к тому, что сейчас представлено в галерее:

- Полотна, составляющие экспозицию, были созданы в последние годы, и они силь­но отличаются от того, чем я занимался ра­нее. Первую картину в подобной стилисти­ке сделал в 2003 году. С тех пор это направ­ление в моём творчестве претерпело значи­тельные изменения, мне довелось многое для себя открыть, переосмыслить. Приме­чательно то обстоятельство, что, подавая заявку на вступление в Союз художников, я показывал комиссии свои более реалисти­ческие небольшие пейзажи и слышал: «Это больше похоже на самодеятельность, сде­лай что-нибудь помощнее, позначитель­нее!» Когда я привёз абстракцию, мне ска­зали: «Совсем другое дело! Мы тебя прини­маем!» Я не приветствую навешивание яр­лыков в живописи. Пусть абстракцией называют холсты искусствоведы, критики, для меня же они всегда будут являться желанием творить. В абстракции есть больше пространства для домысливания, воображения, от этого и результат, воздействия на зрителя совершенно другое. Абстракция – звон. Это эмо­циональное отношение к какому-либо предмету, явлению. Это джаз, разные его разновидности.

Выставка Вячеслава Михайловича Канищева сменила в Центре изобразительных искусств экспозицию другого липецкого живописца - народного ху­дожника Евгения Павловича Сальни­кова. Получилось так, что два этих са­мобытных мастера как будто бы «пере­текли» друг в друга в пространстве Центра. То, что показал в этот раз Евге­ний Павлович, называлось «фантазийными пейзажами», в которых можно было  усмотреть многое от абстракционисткой традиции. Техника, сюжеты, впечатление - всё стремилось к эфемерному, абстрактному, непостижимо­му ощущению невесомости, полёта, сказочного сна... Когда смотришь на сменившие сальниковские холсты на­сыщенные, яркие, сочные и кричащие «соцветия» Канищева, невольно про­никаешься схожими чувствами...

- Евгений Павлович – великий мастер! - говорит Канищев. - Для меня сравне­ние с ним - комплимент. Однажды на региональной сборной выставке я вы­ставил несколько своих работ, которые немедленно приняли за кисть Сальни­кова! Тем не менее считаю, что всё в его работах подчинено, пусть и неявно, за­вуалированно, конкретике пейзажа. Я же просто фантазирую, ухожу от изо­бражения узнаваемых образов, даю по­вод помыслить.

На картинах Канищева присутствует, несмотря на формально абстрактную стилистику, ряд конкретных образов - это музыкальные инструменты. Худож­ник признаётся: в живописи он слышит музыку.

В. Канищев: - Откуда всё это пошло? Две вещи. Две женщины. Два образа. Две стихии - живопись и музыка. В да­лёком детстве меня восхищал Пьер Огюст Ренуар, а точнее - конкретная его работа «Портрет актрисы Жанны Самари». У меня имелась небольшая   репродукция  этой карти­ны, которую я бережно хранил дол­гие годы. И вот    после окончания школы в московском музее Пушкина моим глазам предстал оригинал богот­воримого изображения. Настолько сильные эмоции захлестнули тогда мою душу, как будто я встретился со старым знакомым, по-настоящему до­рогим человеком!

Второй детской одержимостью была Элла Фицджеральд. Ночью, когда все спали, я часами просиживал рядом с радиоприёмни­ком, пытаясь поймать волну с люби­мым голосом, дуэт Эллочки с Луи Арм­стронгом. Позже мне попалась книга Ганца Мюнха «Абстрактное искусство - ошибка против логики» (в некоторых переводах издание называется «Бес­предметное искусство - ошибка против логики». - Прим. автора). При том, что в 60-х в СССР немыслимо было издать книгу, оправдывающую абстракцио­низм, Мюнха напечатали. Дело в том, что за якобы бичующей полемикой ав­тор - между строк - называл и описы­вал творчество самых выдающихся ма­стеров жанра. Но что меня по-настоящему захватило, увлекло - Ганц Мюнх обнаруживает и чуть ли не алге­браическим путём доказывает неразрывную связь между музыкой и абстрактной живописью.

Эта мысль показалась мне чрезвычайно интересной. На каталоге рисунков воспитанников творческой ИЗО мастерской «Вдохновение», которой руководит Вячеслав Канищев, при школе-интернате для слабовидящих детей есть две надписи. Двух незнакомых друг с другом людей, но объединённых общим призванием, - оба они священнослужители. «Если бы мы только умели смотреть, как эти дети, то увидели бы красоту во всём: в каждой вещи, в каждом человеке», - это слова епископа Липецкого и Елец­кого Никона. Второе высказывание принадлежит Отцу Михаилу, настояте­лю одной из православных церквей Парижа: «Экзюпери в «Маленьком принце» поведал о том, что главное ви­дится не глазами, а сердцем... Спасибо вам, юные принцы и принцессы города Липецка, за замечательную выстав­ку...»

Экспозиции, которые устраивает студия, становятся призёрами россий­ских и зарубежных выставок, облада­телями грантов, их работы показывали даже в Совете Федерации России! Как? Да, и слоны, бывает, рисуют хоботом, но, беспристрастно бросив взгляд на эти, пусть и несколько наивные рабо­ты, не проскальзывает даже мимолёт­ной мысли, что это может быть произ­ведение почти незрячего человека! Бо­лее того, картины юных дарований по колориту, манере весьма недвусмыс­ленно напоминают работы самого Ка­нищева!

В. Канищев: - Я научил видеть ребят, а они научили меня. Наверное, поэтому наши работы в чём-то созвучны. «Да­вайте похулиганим!» - сказал я как-то ребятам. Необходимо дать детям по­чувствовать себя волшебниками, нау­чить их не бояться творить свой соб­ственный мир.

Когда мы сделали самую первую вы­ставку, некоторые юные художники обижались на меня: дескать, зачем я их «мазню» на стенд повесил. А теперь наоборот - дуются, когда что-то, по их мнению, достойное не доходит до зри­теля. Это ли не победа?! Ведь начина­лось всё с того, что звучал вопрос: «За­чем почти ничего не видящим детям учиться рисовать?» Вопрос, которым они задавались сами. Я счастлив, что помог найти им ответ на этот вопрос». 

                                                            Роман ХОМУТСКИЙ

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 34 гостей 
Просмотрено статей : 5931230
Индекс цитирования
Оценка качества сайта