Наша жизнь

Главная Липецк Культура и досуг Лидия Катеринкина: «Музеи развивают способность видеть прекрасное»

Лидия Катеринкина: «Музеи развивают способность видеть прекрасное» PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Неоновый  город. – 2012. – № 4. – С. 31.

В России насчитывается свыше 800 краеведческих музеев. Каждый из них - своеобразный культурный центр, в котором хранятся экспонаты, связанные с историей региона: предметы быта, произведения искусства, документы. Но на самом деле не так-то легко сделать музей актуальным, интересным для посетителей, разнообразным по тематике экспозиций. Работникам Липецкого областного краеведческого музея это удается уже на протяжении многих десятилетий. О новых выставках, необычных экспозициях и современных формах подачи материала рассказывает директор Липецкого областного краеведческого музея Лидия Катеринкина.

 

- Лидия Петровна, в прошлом году у вас открылась новая выставка для слепых и слабовидящих людей под названием «Мир прикосновений». Как Вам пришла такая интересная идея?

-  Честно говоря, идея выставки принадлежит Управлению культуры и искусства Липецкой области, а конкретно ее начальнику - Татьяне Васильевне Гореловой. Помимо нас, на реализацию этого проекта претендовала еще библиотека для слепых и слабовидящих людей, но в этом конкурсе мы победили и в результате организовали прекрасную экспозицию. Тема выставки – российская государственность и история Липецкого края. Посещая музей, слепые и слабовидящие люди имеют уникальную возможность узнать много нового о нашем регионе. Произошел взаимный обмен: не только люди-инвалиды благодаря этой выставке обогатились знаниями, впечатлениями, но и мы сами смогли почувствовать, как слепые воспринимают окружающий мир. Вы знаете, что 90% информации мы получаем через зрение: например, на глаз определяем приближение врага или вкус блюда. Поэтому люди, которые не могут видеть, лишены огромного количества информации. И при этом они совершенно не озлоблены, как правило, убежденно верующие, очень чуткие, добрые, открытые люди. Нам есть, чему у них поучиться: они имеют совершенно другой, отличный от нашего, внутренний мир. Возможно, это связано с тем, что слепые не видят тех негативных, отрицательных сторон жизни, на которые нам, обычным людям, приходится реагировать. К тому же в связи с отсутствием зрения у них очень сильно развито желание познавать окружающий мир. Мы устроили для них нечто похожее на археологические раскопки. В специальном ящике с песком слепые «находили» экспонаты археологии и радовались при этом как дети. Сильное впечатление на них также произвели копии соборов: Христорождественского и собора Василия Блаженного. Они смогли на ощупь оценить красоту, созданную великими архитекторами. Специально для слабовидящих людей были сделаны укрупненные портреты Пушкина, Лермонтова, Толстого, большие баннеры с изображением Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, герб Липецкой области и портрет Петра Первого. Также в экспозиции представлены бюсты героев Советского Союза: Литаврина, Водопьянова, Степанищева. Один из посетителей выставки сказал: «Я слышал, что есть такая улица Литаврина, а теперь я могу представить человека, в честь которого было она названа».

- Одна из последних ваших выставок посвящена 185-летию со дня рождения Семенова-Тяньшанского. А помимо памятных дат, к чему еще может быть приурочена организация экспозиции?

- Сейчас мы активно развиваем краеведческое направление. В этом году наша страна отмечает 200-летие Бородинского сражения, в котором, кстати, принимал участие наш Елецкий полк. И хотя Отечественная война 1812 года во временных рамках от нас уже достаточно далеко, в памяти народа она отображается очень отчетливо. Думаю, что каждый сможет сказать, с кем мы воевали тогда и кто победил. И особенно удивительно то, что Наполеон остался победителем с точки зрения военной стратегии, но фактически победа все равно принадлежит России. При этом значительную роль в победе русских над французами сыграл великий император Александр I. Когда разразилась война, он неоднократно заявлял о своей готовности «истощить все силы империи, дойти до Камчатки», но не заключать мира с Наполеоном. Узнав о взятии Москвы, он сказал: «Я отращу себе бороду и лучше соглашусь питаться картофелем с последним из моих крестьян, нежели подпишу позор своего Отечества». В экспозиции под названием «Да, были люди в наше время» представлены 40 уникальных гравюр с портретами участников войны, мундир русского солдата, крестьянский салоп. Нам всегда стоит помнить, что мы нация победителей. Мы все должны гордиться своей страной, которую никто так и не смог одолеть.

- Лидия Петровна, какие экспозиции привлекают наибольшее внимание посе­тителей?

- У нас очень много интересных выставок. Например, есть купеческий зал. Мне кажется, что эта тематика особенно актуальна в наше время. Сегодня предпринимательство сосредоточилось в основном вокруг своих собственных мелких интересов. Многие предприниматели руководствуются стремлением сэкономить на качестве, обслуживании. А раньше ведь даже бумаг никаких не было, но было понятие купеческого слова. И русское купечество всегда славилось своей принципиальностью, честностью, ответственным подходом к делу. Конечно, и сегодня есть люди, которые стараются организовать свой бизнес честно, но, к сожалению, их очень мало. На выставке посетители могут увидеть предметы быта, которые использовались купцами, меню купеческой семьи и другие экспонаты. Экспозиция, посвященная купечеству, иллюстрирована копией картины Кустодиева «Купчиха, пьющая чай».

Не меньшей популярностью у нас пользуется выставка «Мы родом из детства». Здесь наши гости могут увидеть игрушки: от набивных клоунов и мишек прошлого столетия до современных кукол Барби. В этом зале наглядно можно представить, как жили дети из крестьянских и городских семей в конце XIX века, увидеть школьные тетради и дневники 30-50 гг. XX в. Здесь и многочисленные коллекции фантиков, наклеек, солдатиков и открыток с изображением артистов кино.

- Одним из новых проектов стала «Ночь в музее»...

- Да, мы планируем проводить такие мероприятия постоянно. 26 февраля уже состоялась «Ночь в музее»: под музыку Баха и Шуберта гостям рассказали о старинных предприятиях Липецка. Сейчас мы планируем провести вечер юмора, причем рассказывать анекдоты и городские истории, связанные именно с Липецком. У нас в регионе уже собран значительный материал: анекдоты, заметки, смешные сюжеты.

- Посетителям, наверное, тяжело вос­принимать такое огромное количество информации, тем более в ночное время суток?

- Нет, мы устраиваем очень интересные экскурсии, обязательно с перерывами для отдыха, и заканчиваем мероприятие в 23-24 часа. Так как заботимся о том, чтобы наши гости смогли благополучно добраться до дома, а в более позднее время это было бы проблематично.

- Чему будет посвящена ваша следую­щая выставка?

- Новая экспозиция будет посвящена Петру I на Липецкой земле. Не так давно нашлись документы, которые доказывают факт пребывания великого царя в наших местах. Хотя теоретически мы уже давно знали, что Петр I просто не мог не быть в Липецке, но теперь это доказано учеными. Кроме того, сейчас открылась обменная выставка «Раненбургские сюжеты» Павла Евгеньевича Веселкина, привезенная из Чаплыгина.

- Лидия Петровна, бытует мнение, что музей как форма культурного досуга себя изживает. Действительно ли это так?

- Конечно же, нет. Сейчас в Москве в Третьяковской галерее и Оружейной палате как в трамвае - не протолкнешься. Когда мы там были, шутили: «Следующая остановка - картина такая-то». У нас, конечно, по определению не может быть таких очередей. Но тем не менее Липецкий краеведческий музей посещают около 50 тысяч человек в год. Для полмиллионного Липецка это неплохой показатель. Особенно большой наплыв у нас в выходные дни: сейчас по-прежнему активно заказывают школьные экскурсии, приходят семьями. Посещение музеев - это еще и показатель стабильности. Чем стабильнее общество, тем больше людей, желающих пойти в музей. Музей не может исчезнуть еще и потому, что здесь хранятся памятники культуры, которые необходимы человеку, чтобы получать эстетическое удовольствие. Вы знаете, ни одно животное, кроме человека, не способно испытывать эстетическое удовольствие от цветочка, заката или картины. Психологи утверждают, что люди, которые совершают тяжкие преступления, не могут испытывать эстетическое удовольствие, т.е. по сути, приравниваются к животным. Поэтому-то так важно воспитывать, развивать чувство прекрасного в детях, обращать внимание на красоту природы, предметов искусства, окружающего мира в целом. И наш музей всегда вам в этом поможет.

Алина СОЛОМАТИНА

{jcomments on}

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 25 гостей 
Просмотрено статей : 5959237
Индекс цитирования
Оценка качества сайта