Наша жизнь

Главная Курск Работа с детьми Что такое Лекотека?

Что такое Лекотека? PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Курская правда. – 2017. – № 11. – 2 февраля. – С. 12.

Фото с сайта газеты КУРСКАЯ ПРАВДАНазвание Лекотека знакомо не всем, пока только специалистам и малышам с ограниченными возможностями здоровья да их родителям. Так что же все-таки такое – Лекотека? За ответом мы отправились в Областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени».

 

– Новое оборудование школа получила накануне этого учебного года, – рассказывает директор Оксана Алексеевна Фатеева. – Это новое направление в деятельности школы для поддержки семьи и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В нашей области под эгидой комитета образования и науки для таких детей действует комплексная программа «Нам доступно все!» Одно из ее направлений – ранняя, как можно более ранняя, помощь детям со сложными дефектами развития. Семье новорожденного оказывают помощь специалисты – неонатологи медицинских организаций, большая помощь оказывается Центром ранней помощи Курского областного центра психолого-медико-социального сопровождения.

Но самая сложная работа – у родителей. Они сталкиваются с очень большой проблемой. Любя ребенка, им хочется помочь ему развиваться, а как правильно это сделать, они не знают. Детей с проблемами в развитии, как правило, с трудом берут в дошкольные учреждения, а если и есть в них специальные группы для детей с серьезными нарушениями слуха, речи, зрения, мест в них мало. Нужны специальные условия, оборудование. Так же трудно устроить в детсад малыша с задержкой психоречевого развития, либо умственной отсталостью.

Мы с нашим педагогическим коллективом решили помочь этим детям в их дошкольный период жизни. Вначале это были небольшие группы кратковременного пребывания. И мы очень рады, что наши намерения теперь подкреплены таким прекрасным подарком – новым дорогостоящим (4 миллиона рублей) оборудованием для групп кратковременного пребывания и службы «Лекотека». Целью этой службы является обучение детей и родителей различным методам игрового взаимодействия, создание специальной развивающей среды для ребенка с ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с проблемами в развитии. Оборудование приобретено на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации ( г. Москва) при участии Фонда социальной поддержки населения Курской области, находящегося в трудной жизненной ситуации, и комитета образования и науки Курской области.

Фото с сайта газеты КУРСКАЯ ПРАВДА... Знакомимся с малышами в группе. Педагог занимается индивидуально, а потом в игре участвует несколько человек. Чтобы им не мешать, свои вопросы Оксане Алексеевне задаем позднее, все посмотрев, услышав восторги родителей, увидев радостные глаза детей.

– Родители игрой, кажется, увлечены не меньше детей...

– Это важное условие. Родители – полноправные участники реабилитационного процесса. Оказалось, что родители тоже не умеют играть. А игра для ребенка – жизненная необходимость, основной источник знаний, навыков, хорошего настроения. Обучаем родителей умению обыгрывать любую ситуацию, действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими, адекватными возможностям ребенка. Отправная точка во взаимодействии с ними – оказание помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка. Взрослые получают помощь в том, как правильно заниматься с ребенком, у специалистов: психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, логопеда. И видят, как специалисты занимаются с их ребенком. Они получают полную информацию о перспективах развития, а для этого просто необходима совместная продуктивная деятельность с ним.

– Это, наверное, и для семьи важно?

– Очень важно. Ребенку надо помогать приспособиться к реальной жизни. Обучаем родителей приемам и формам обучения, обеспечивающим оптимальное развитие детей. Родителям трудно. Им многое надо уметь. И главное, уметь так играть с ребенком, чтобы был толк, чтобы каждый день был ступенечкой к новому.

– В чем основная цель Лекотеки? С ребенком можно ведь и просто дома поиграть.

– И опять он останется в четырех стенах... На прогулке с такими детьми другие дети играть не хотят. Группы у нас сформированы по возрастам и нарушениям развития. В группе активно идет социализация ребенка, общение с другими сверстниками. Важно еще в раннем возрасте научить их правильно контактировать с окружающим миром. Разрабатываются специальные технологии, которые адаптированы под возможности дошкольников. В процессе игры развивается мелкая моторика пальцев, дети учатся правильно планировать свои действия, тому, как поделиться с другими игрушкой, пригласить их в игру, как самому стать участником в игре.

Оборудование феноменальное, успехи деток замечательные. Впервые в Курской области у нас появились специальные развивающие панели, игры, огромное количество специального оборудования для развития речи, мыслительных процессов. У нас появились возможности дать детям развиваться по системе Монтессори. Есть теперь все для обучения игре с песком и водой, появились дидактические столы с наполнением различной направленности, где дети, просто играя, могут познавать окружающий мир. Это настолько здорово и интересно!

– Подготовка к школе осуществляется?

– Она у нас тоже особенная. Учим понятию «кто такой школьник». Наши детки не всегда понимают, как высидеть урок, как надо учителя выслушать, как правильно ответить на его вопрос. Развиваем руку, обучаем основам счета, знакомим с основами грамотности, с «Букварем». Проводим специальные коррекционные занятия.

– Лекотека только для дошкольников?

– Здесь занимаются и первоклассники, и «подготовишки», и их родителей обучаем, как надо действовать.

– Вы показали нам еще одно чудо – сенсорную комнату. Расскажите о ней.

– Для детей с нарушениями в развитии она просто необходима. Сенсорика – тот инструмент, при помощи которого человек познает мир: мы ощущаем, видим, слышим, чувствуем. А ребенок с нарушениями этих функций понимает все немного по-другому. Его надо научить правильной, адекватной реакции на то, что вокруг него происходит. Свет, звук, игра со световыми пучками, с песком, с мягкими модулями – все это настолько заинтересовывает их, что они вечером не хотят отсюда уходить домой. Работа педагога-психолога в сенсорной комнате ведет к тому, что дети развиваются в поведенческом плане, эмоционально-волевом. Снимается чувство тревожности, очень хорошо корректируется чувство агрессивности, вырабатывается навык общения друг с другом, вместе они выполняют творческую работу. Мы заметили, насколько лучше они стали разговаривать, выполнять задания, даже считать стали лучше. Они играют и просто живут в этих играх, не замечая, что этим самым мы их и обучаем.

И вот это взаимодействие педагогов, специально организованной среды, самих дошкольников дает прекрасные результаты. И это буквально за полгода! Видя такие результаты, мы, конечно, увеличим прием дошкольников. Наше учреждение занимается обучением слабовидящих и слепых детей, одна дошкольная группа создана для детей с нарушениями зрения. В ней главная цель – сенсорное развитие, познание мира через тактильные, звуковые ощущения, запахи. Оборудование позволяет им находиться в очень комфортной обстановке. Людьми, создавшими эту программу, продумано абсолютно все, начиная от шкафчика, игрушечного пуфика до набора пособий и развивающих игр. Есть электронное пианино, интерактивная доска, компьютерное оборудование.

Фото с сайта газеты КУРСКАЯ ПРАВДАЭто настолько огромная помощь школе, что восторгам детей, родителей, педагогов нет конца. У нас открылись новые горизонты. Педагоги, увидев, какие есть возможности, проявляют массу творчества. Появились новые интересные уроки, мастер-классы, вводим в обучение детей самые различные новые технологии, свои изобретаем методики и приемы. И такое содружество детей, родителей, педагогов дает хорошие результаты. Многие дошкольники приходят к нам вообще не говорящими, только со звукоподражанием. Здесь у них заметно продвижение в речевом развитии. Для некоторых достижение уже то, что они смогли на полчаса остаться без мам и пап. Уверенно чувствуют себя в этой среде. Не боятся школы. Стали сюда приходить с желанием, понимая, что их никто не обидит, что о них заботятся. Им здесь интересно. И это – самое главное!

– Прием, вы сказали, в дошкольные группы увеличится. Группы только для тех, кто живет в Курске?

– Если у родителей есть возможность привозить детей, у нас могут обучаться и ребята из Курского, Курчатовского, Фатежского, Октябрьского районов. Ограничений мы не ставим.

– Вы готовите детей к будущему обучению. Смогут ли они освоить новые образовательные стандарты?

– Конечно. Программа развития дошкольников учитывает требования специального стандарта, принятого в 2016 году для детей с ОВЗ. И те детки, которые в дошкольных группах пройдут у нас подготовку, будут более готовы к обучению по новым программам, учебникам ФГОС.

Огромное спасибо Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профинансировавшему приобретение оборудования для нашей школы. Нас еще радует то, что фонд планирует продолжать эту программу и профинансировать поставку оборудования и в другие школы – интернаты для детей с ОВЗ нашей области. То, что фонд подключился к потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья – просто спасение для них.

Л. Кутыкина

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 21 гостей 
Просмотрено статей : 5982532
Индекс цитирования
Оценка качества сайта