Наша жизнь

Главная Курск Образование Показать что мир открыт и для них

Показать что мир открыт и для них PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

на занятиях в школе

Городские известия. - 2008. - 1 ноября (№ 134). - С. 6.

В ДШИ №1 реализуется уникальная программа

 Пятый год в ДШИ №1 имени Георгия Свиридова работает специальное отделение для незрячих и слабовидящих детей. Преподаватели специально для них ведут занятия по сольфеджио, фортепиано, баяну, проводят репетиции хора.

С каждым ребенком работают индивидуально. Сейчас на отделении обучается 10 детей разного возраста. К большому сожалению педагогов, в этом учебном году набор в 1 класс не состоялся. Родители не оценили представившуюся им возможность. Это побудило нашего корреспондента Людмилу КУТЫКИНУ рассказать курянам об уникальном отделении реабилитации детей-инвалидов с помощью музыки.

Встреча с воспитанниками этого отделения школы искусств произошла в музыкальном колледже-интернате для слабовидящих. Ученики получают музыкальное образование здесь, где все приспособлено для инвалидов по зрению.

В одной из аудиторий собираются дети, достают специальные тетради, сейчас у них начнется урок сольфеджио. В тетрадях нет традиционных нотных линий, дети пользуются специальными. Директор колледжа-интерната Станислав Попков давно предлагает открыть в нашем городе общеобразовательную школу для незрячих и слабовидящих детей, тем более что наш музыкальный колледж-интернат (единственный в России) дает незрячим хорошую профессию. Специальная школа есть в Липецке, но попасть туда могут не все курские дети. Кстати, учеников специального отделения для незрячих ДШИ №1 в липецкую школу берут охотно. В прошлом учебном году например, шестилетки год проучились в ДШИ №1 и почти все уехали в Липецк, а раньше они ничего не умели.

на занятиях в школе

Занятия с инвалидами по зрению - здесь не в новинку. Дети занимаются на отделениях хореографии, хоровом, народных инструментов. Здесь к ним относятся очень бережно и стараются помочь им и их родителям.

Занятия проводятся трижды в неделю. Ребят учат навыкам игры на инструментах, и, может быть, гораздо более ценному - общению со сверстниками, взрослыми, студентами.

Многие воспитанники ДШИ испытывают большие трудности именно в общении, ведь обычно их учат дома. Лишь в 57-й школе есть класс для детей с ослабленным зрением, но не тотально слепых. Учеба в ДШИ для них - просто спасение, она открывает дорогу в мир.

В колледже-интернате все приспособлено для занятий: специальные приборы, инструменты, оборудование классов. Педагоги занимаются со своими воспитанниками по специальной программе. Они понимают, что не все станут музыкантами, но если так случится, то постигать секреты профессии они смогут в этом колледже.

Наставники следят не только за музыкальными успехами ребят, но главное - за их реабилитацией. Она состоит в контактах внутри коллектива, совместном прослушивании музыки. Все это - богатые положительные эмоции, а не сидение изо дня в день дома.

Студенты колледжа специально для них устраивают концерты.

По отдельной программе работает с этими детьми психолог колледжа Людмила Фирсова.

- У незрячих и слабовидящих людей, - рассказала она, - постепенно засыпает так называемый альфа-ритм, биоритм мозга, ответственный за активность. Дети-инвалиды с сопутствующими заболеваниями получают препараты, которые зачастую тормозят психику еще больше. В нашем кабинете психологической разгрузки есть специальная аппаратура, которая может стимулировать познавательные процессы, внимание, память. Есть возможность тестировать детей, контролировать результаты их реабилитации.

Кабинет Людмилы Станиславовны состоит из нескольких комнат. Здесь есть «сенсорный аквариум», его еще называют ауратерапией, он единственный в области. Это сис­тема свето-цвето-звуко-вибромузыкальной стимуляции. Наши дети, поясняет психолог; быстро устают. Сон с помощью этого аппарата, даже продолжительностью 10-15 минут, придает им сил и бодрости. Причем такие же процедуры здесь могут получить и их родители. Активно внедряются здоровье сберегающие технологии.

Позаботились педагоги и о летнем отдыхе своих подопечных. Школа искусств №1 имени Свиридова при поддержке администрации города и управления культуры с успехом реализовала программу «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Курска на 2008 год «В мире чувств», цель которой - социально-психологическая реабилитация слабовидящих детей.

В июне они посещали лагерь дневного пребывания. Его программа была составлена так, чтобы помочь ребятам социально адаптироваться. Для этого использовались компенсирующая цветотерапия, все виды активной деятельности, отвечающие интересам и потребностям учащихся-инвалидов. Педагоги постарались показать им, как поддерживать физическое и психическое здоровье.

Когда смена в летнем лагере подходила к концу, психолог оценила эффективность проекта по отношению к каждому ребенку. Если расшифровать малопонятные нам графики, схемы, то станет ясно, что отдых нормализовал гормональные и энергетические процессы, повысил иммунитет, у детей улучшилось настроение.

- Стерлись границы между зрячими и незрячими детьми, - делает главный вывод директор школы искусств Лариса Широбокова.

- Дети гуляли в парке, ездили на экскурсии в музеи, в цирк, в лес, играли у реки, участвовали в спортивных играх, посетили мини-зоопарк в Журавлино, музей в Прохоровке. Все это способствовало восстановлению их душевного равновесия. Детям нужно не только общее образование, эстетическое развитие тоже важно, чтобы души их были более светлыми, гибкими, чтобы не чувствовали они себя изгоями в обществе, с детства приучились общаться с людьми.

Конечно же, руководство школы получило много благодарностей от родителей за помощь в воспитании детей-инвалидов.

Педагогический коллектив одной из ста­рейших музыкальных школ курского края давно снискал уважение коллег. Здесь постоянно рождаются новые инициативы - столь высок уровень мастерства преподавателей. Вот уже несколько лет они успешно воспитывают детей с отклонениями в физическом развитии.

Им очень хочется помочь таким детям. Накануне учебного года, как и прежде, они разослали письма с приглашением на учебу всем родителям детей-инвалидов. В списке ВОС таких семей немало - около ста. И, конечно, очень огорчились, когда в 1 класс никого не привели... Родители, видимо, не хотят для себя лишнего беспокойства, не думают о том, что сильно обкрадывают своих детей, мало заботясь об их будущем.

Папам и мамам необходимо обучать детей полезным навыкам, развивать их. Дома детям такое воспитание обеспечить трудно.

Мы вновь перелистываем папку с заключениями психолога о каждом ребенке. У большинства выравнивается самочувствие, хороший рост показателей по разным параметрам, например, настроение-«отличное», «благоприятное», «позитивное». А всего лишь год назад было «неудовлетворительное»...

Директор признается, что заниматься с такими ребятами сложно. И как радостно, когда первые робкие шаги в музыке становятся в дальнейшем уверенными. Например, у педагога Юрия Вродливца много лет обучается игре на балалайке незрячий юноша. Он окончил колледж-интернат, сейчас он студент КГУ, участвует в фестивалях и конкурсах, нередко становясь победителем.

Цель компенсирующего обучения - показать, что мир открыт. Педагоги стремятся проводить с учащимися и их родителями профессиональное ориентирование: раскрывают особенности профессий музыканта-исполнителя, вокалиста, музыканта-педагога. Вселяют в родителей веру и стремление увидеть хорошие перемены в своих детях. А им в школе нравится, они с удовольствием занимаются. Родители детей-инвалидов освобождены от платы за обучение.

Администрации города и школы делают все возможное для них. В этот процесс активнее должны включиться папы и мамы. Все общество должно быть к детям-инвалидам неравнодушно, чтобы они хорошо себя чувствовали в нашем городе.

- Если мы улучшим их здоровье - это станет главным нашим достижением, - говорят педагоги. И к этому прилагают все свое мастерство.

Людмила КУТЫКИНА. Фото Валерия БЕЗУГОЛЬНИКОВА.

Когда верстался номер, стало известно, что в первый класс специального отделения ДШИ №1 имени Гзоргия Свиридова пришел ученик. Порадуемся за «первую лас­точку» и за его родителей и пожелаем им успехов в эстетическом освоении нашего сложного мира.  

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Сообщения чата
Имя

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 17 гостей 
Просмотрено статей : 5981720
Индекс цитирования
Оценка качества сайта